На главную | Сделать стартовой | Добавить в избранное | |||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК Особенности туристических услуг Автор статьи: Станислав Карпов Туристский рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным
предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга – это
совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение
потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги,
тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Согласно А.Ю.
Александровой, туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара:
1) неосязаемость;
2) неразрывность производства и потребления;
3) изменчивость;
4) неспособность к хранению.
Однако, как отмечает А.Д. Чудновский, туристским услугам наряду со
специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности:
1) покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от туристской услуги
и места её потребления;
2) туруслуга зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое
значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристской организации будут разными в пик сезона
и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные
дополнительные услуги и т.д.;
3) при реализации туристских услуг весьма конструктивным является системный
подход к стратегическому развитию регионов дестинаций, учитывающий тенденции в туристском спросе и уровень
конкуренции. Очень важным для развития дестинации является создание, поддержание и дальнейшее формирование
положительного образа, помогающего воздействовать на ожидания потребителей и мотивировать их к путешествию;
4) значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние
факторы, имеющие форс-мажорный характер, то есть не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода,
природные условия, политика, международные события и т.д.
Эти специфические особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на
деятельности организаций индустрии туризма.
Туристские услуги, как подчёркивают И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, представляют
собой экономические блага, которые имеются в ограниченном количестве по сравнению с потребностями в них.
Производство туруслуг ограничено не только объемами, но и местом, и временем их производства. При этом время
и место производства туруслуг выступают зачастую более важным ограничением, чем объем. Потребление туристских услуг
сдерживается не возможностями производства, а сезонностью и географией, создающими значительные дополнительные
транспортные издержки при потреблении туруслуг, которое возможно только в месте их производства. Обычно туристские
услуги несут в себе специфические свойства местности.
По роли в структуре туристского потребления туристские услуги подразделяются на:
1) основные (целевые туристские услуги, которые приобретаются в пакете
(то есть, включенные в тур и оплаченные посетителем), гарантирующем их обязательное потребление в месте отдыха);
2) дополнительные (целевые и инфраструктурные услуги, которые можно получить
за дополнительную плату (то есть оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания),
не входящие в стоимость тура, но специфические для данного туристского центра);
3) сопутствующие (услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми
пользуются и туристы).
Итак, туристские услуги – это целесообразная производственная деятельность,
удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим
определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
А.П. Дурович к туристским услугам относит:
1) по размещению туристов;
2) перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства
в страну (место) временного пребывания и обратно;
3) обеспечению туристов питанием;
4) перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного
пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места)
временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия;
5) удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение
театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, парков, заповедников,
фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);
6) удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах,
конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);
7) информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных
и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
8) средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной
связью, факсом);
9) организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление
гидов, переводчиков и т.д.);
10) торговых предприятий как общего, так и специального назначения
(продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);
11) посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды
транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);
12) бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
13) спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными
сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).
Изготовитель (производитель, исполнитель, продавец) туристской услуги должен
обеспечить потребителю:
- информацию и самом производителе, исполнителе и продавце;
- достоверную и полную информацию (в том числе и через рекламу) об оказываемых им туристских услугах;
- информацию о правилах оказания услуг;
- безопасность туристской услуги;
- информацию о сертификации туристской услуги;
- все оговоренные в договоре услуги, в том числе указанные в программе пребывания; надлежащее качество услуг;
- справедливую цену и соответствующие обстоятельствам скидки на производимые
и предоставляемые услуги;
- справедливую компенсацию за невыполнением договора в полном объеме;
- доброжелательное отношение исполнителей услуги на маршруте и в местах пребывания;
- достаточные финансовые гарантии исполнения услуги и оплаты возможных
дополнительных издержек, которые могут неожиданно возникнуть в ходе путешествия.
Финансовые гарантии могут быть коллективными (гарантии специальных фондов)
или индивидуальными (страховой полис).
Изготовитель туристской услуги несет ответственность перед потребителем
за безопасность и качество продаваемого турпродукта.
Таким образом, туристские услуги представляют собой особый род «невидимого»
товара, и отношения при его реализации весьма разнообразны и специфичны.
ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ
ДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ на других сайтах, в печатных изданиях, для написания докладов, рефератов, курсовых и т.п.,
ссылка (прямая) на «Полевской турпортал» ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна выглядеть так: Уважаемые жители нашего города! Если у Вас есть научные исследования,
разработки, проекты, или просто интересная и достоверная информация о туризме в Полевском, пишите нам
Самые интересные и лучшие работы будут опубликованы на страницах нашего Портала! По вопросам размещения и корректировки информации на сайте: | |||||
| |||||