Статьи  |  На ТурПортал


Характеристика транспортной сети Великобритании

   Автор статьи: ИКЦ "В помощь студенту"
04.2007 г.

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

   Транспорт Великобритании занимает одно из ведущих мест в хозяйстве страны и обладает рядом существенных черт, присущих ему как сложному межотраслевому комплексу.

   Развитие транспортной системы Великобритании во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления.

   Поскольку Великобритания - государство островное, все её внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом, но после открытия туннеля под проливом Ла-Манш немаловажную роль стал играть автомобильный транспорт.

   Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами.

   Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.

   Великобритания весьма богата такими достопримечательностями как: Северная Ирландия ("Дорога Великанов" - скальное образование на северном берегу, состоящее из нескольких тысяч многогранных базальтовых колонн); Белфаст (здание муниципалитета; протестантский собор св. Анны; Музей Ольстера); Глазго (собор св. Мувго (середина XV века); Музей Глазго; художественная галерея, одна из лучших в Британии; Музей Хантериан; ботанический сад; зоопарк); Эдинбург (Эдинбургский замок; церковь св. Маргариты (XI век); замок Касл-Рок, королевская резиденция в Шотландии дворец Холирод; церковь св. Жиля (XV век); здание шотландского парламента (1639г.); национальные галереи Шотландии; Королевский музей и др.); Кардиф (замок Кардиф (XI век); собор Лландаф; церковь св. Иоанна Крестителя (XV век); Национальный музей Уэльса); Стратфорд (Англия): дом-музей Шекспира; Королевский шекспировский театр; Лондон (Британский музей; Музей Виктории и Альберта; Музей истории Лондона; галерея Тейт; Национальная галерея; Лондонская темница; Музей мадам Тюссо (всемирно известный музей восковых фигур); собор св. Павла (XVII- XVIII века); Лондонский; Вестминстерское аббатство (XI век); Вестминстерский дворец (здание парламента), наиболее знаменитой частью которого является "Биг Бен"; Букингемский дворец (королевская резиденция); Трафальгарская площадь а также огромное количество парков).


1. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ СТРАНОЙ МИРА


1.1 Краткая характеристика Великобритании

   Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии (карта представлена в Приложении 1), государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских островах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав входят Англия, Шотландия и Уэльс, находящиеся на самом крупном острове Великобритания, и Северная Ирландия, занимающая северную часть второго по величине острова Ирландия. Остров Мэн, расположенный в Ирландском море между двумя упомянутыми островами, и Нормандские острова образуют самостоятельные административные единицы. Общая площадь страны 244 тыс. кв. км. Сокращенно страну называют Соединенным Королевством, а также Великобританией или просто Британией. Глава государства – королева Елизавета II.

   В междугороднем сообщении Великобритании хорошо развиты традиционные виды транспорта – автобусы и поезда. Также очень развито морское сообщение, в связи с географическим расположением страны на островах. Практически 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт.

   Особый интерес представляют способы внутригородского и пригородного перемещения в условиях возрастающей плотности населения. В наиболее крупных городах Объединенного королевства проложены линии метрополитена. Развивается также скоростной наземный рельсовый транспорт (по типу Хитроу-Экспресс который ходит от аэропорта до центра Лондона).


1.2 Морской и автомобильный транспорт: специфика управления

   Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Мини¬терства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

   В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность – 15 млн. т. Среди них: 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов; 453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т [9].

   По данным британского статистического ведомства, 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.

   Для обслуживания морских торговых судов и пассажиров, а также обработки грузов в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн. т грузов (из них около 220 млн. т импортных и 180 млн. т экспортных), а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

   В Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. Здесь же находятся ведущие регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20% тоннажа мирового морского торгового флота.

   На транспорте государственный сектор играет менее значительную роль. Государство владеет портами, составляющими третью часть в общей пропускной способности всех портов страны. Крупные порты (типовая структура управления автономным морским портом представлена в Приложении 2) находятся в ведении Управления британских транспортных доков, остальные подведомственны Управлению британских железных дорог.

   Переходя к рассмотрению автомобильного транспорта, следует подчеркнуть, что в Великобритании в состав Министерства по вопросам окружающей среды входит главное дорожное управление, ведающее общей политикой, планированием и финансами развития сети дорог.

   В районах имеются отделы дорожных инженеров, ответственных за содержание магистральных дорог и за проекты улучшения магистральных дорог. Они осуществляют также функцию связующего звена между центральными и местными органами власти при осуществлении работ по дорожному строительству. Основными источниками средств для нового строительства являются правительственные субсидии и дотации.

   В последние годы приняты меры по повышению роли местных органов власти в решении вопросов о расширении дорожной сети и развитии транспорта. Министерство рассматривает программы развития автотранспорта, дорог и общественного транспорта, которые готовят власти графств, и выделяет им дотации.

   Государственному регулированию подвергаются в первую очередь компании общего пользования, а в сфере грузовых перевозок - и не общего пользования. От лицензирования освобождены грузовые автомобили с собственным весом менее 1,5 т для более тяжелых автомобилей введена система качественных лицензий в целях обеспечения лучшей безопасности.

   В Великобритании существуют и национализированные автотранспортные предприятия, например Национальная грузовая корпорация, которая является самым крупным автотранспортным предприятием страны.


1.3 Особенности управления воздушным транспортом

   Основные направления государственного контроля и регулирования воздушного транспорта сводятся к разработке долгосрочных и краткосрочных программ развития воздушного транспорта, финансированию технического развития и научных исследований, утверждению и контролю за уровнем тарифов на воздушные перевозки и др. Для осуществления этих функций в Великобритании создана и действует система государственных органов и учреждений.

   В Великобритании государственными органами управления и регулирования являются Министерство транспорта (МТ) и не входящие в его состав экономически самостоятельное Управление гражданской авиации (САА). МТ осуществляет следующие основные функции по управлению гражданской авиацией: разработка и проведение общей политики относительно деятельности английских авиакомпаний, аэропортов страны и самого САА; ответственность за международные отношения в сфере гражданской авиации; контроль уровня авиационного шума и охрана окружающей среды; принятие законодательства в области гражданской авиации, включая нормы по безопасности полетов; расследование летных происшествий.

   Структура служб МТ, относящихся к гражданской авиации, представлена в Приложении 3.

   Управление гражданской авиации Великобритании (САА) является одновременно регулирующим органом и общественным, экономически самостоятельным предприятием в сфере услуг.

   Оно несет ответственность: за организацию национального воздушного пространства (совместно с Министерством обороны) в области Управления воздушным движением (УВД) и связи; экономическое регулирование отрасли, включая выдачу лицензии на эксплуатацию авиалиний, лицензирование туристических агентств и утверждение авиатарифов и ряда аэропортовых сборов; безопасность полетов, условий эксплуатации, включая лицензирование летного состава и аэродромов, а также сертификацию авиакомпаний и самолетов; проведение экспертизы в гражданской авиации по международным и внутренним перевозкам; защиту интересов потребителей услуг воздушного транспорта; удовлетворение запросов частной авиации; экономические и научные исследования, сбор и публикация статистических данных, предоставление консультационных услуг; подготовку кадров и организацию работы администраций гражданской авиации на иностранных территориях.

   В Великобритании на основе Акта об управлении аэропортами Администрации британских аэропортов подведомственны только лондонские аэропорты. Основная задача этой Администрации - организация и контроль за деятельностью аэропортов. Руководит ею Административный совет, члены которого назначаются министром транспорта.

   В 1987 г. английское правительство передало частному сектору семь главных аэропортов страны, на которые приходилось 70% пассажирских и 85% грузовых авиаперевозок. Таким образом, в Великобритании аэропорты отделены от авиакомпаний и являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Управление столичными аэропортами централизовано на основе специального акта Правительства. Два крупных аэропорта страны приватизированы, имущество этих аэропортов находится в частном владении.


2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ВЕЛИКОБРИТАНИИ


2.1 Характеристика городского транспорта: метро, автобусы, такси, прокат автомобилей, трамваи

   Лондон - один из немногих городов, чей транспорт стал легендой. Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и дабл-декерами. Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно сменилось электрифицированным, исчезло деление на классы вагонов, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные.

   История лондонского транспорта, начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро, так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта. Он находится на Ковент-Гарден-Плаза и открыт с десяти утра до шести вечера.

   Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Лондонское метро, фамильярно называемое "Tube" ("Труба") - это удобный и быстрый способ передвижения по городу. Станции обозначены круглым знаком "London Underground".

   Метро насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами, и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые идут большей частью под землей, некоторые на поверхности. С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к дальнемагистральным поездам и наоборот.

   Лондонское метро (схема метро в Приложении 4) также снабжено кольцевой линией в центре города. Линии довольно часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда. Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных линий. На станции имеется электронное табло, сообщающее пассажирам маршрут и конечную остановку прибывающего поезда, а некоторые табло указывают, когда приедет следующий поезд.

   Поезда лондонского метро ходят довольно часто, на основных линиях интервал составляет три-пять минут. Однако кое-где можно прождать поезда полчаса.

   Интересно отметить, что посетители лондонского метро, оказавшись на станции "Найтсбридж" (Knightsbridge), смогут благодаря использованию специальных аудиоэффектов перенестись в различные уголки света и даже погрузиться в атмосферу джунглей. Как сообщало VisitBritain, в течение 2007 года ожидание поезда на платформе превращалось в захватывающее приключение - пространство станции оглашалось трубным зовом африканских слонов, урчанием калифорнийских морских львов, пением цикад и характерными звуками других представителей животного мира нашей планеты. Проект "Зоорама" был разработан Хезаром и Иваном Моррисоном в рамках празднования столетия со дня открытия одной из центральных линий лондонского метрополитена – Пикадилли.

   Станция "Найтсбридж" не впервые устраивает для посетителей метро перформансы. Так, в 2006 году здесь проходила выставка современных фотохудожников, в которой приняли участие два российских автора. "Найтсбридж" находится в оживленном районе Лондона, прямо у выхода из нее располагается знаменитый универмаг "Хэрродс".

   Тарифная система лондонского метро на первый взгляд довольно сложна, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет. Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра города. Таким образом, первая зона окружена со всех сторон второй, вторая - третьей, и так далее.

   Любой билет должен быть действителен во всех зонах, в которых проходит поездка, включая транзитные. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы не попасть в зону, в которой не действует билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Если необходимо проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, то вполне можно объехать первую центральную зону и таким образом вдвое сократить стоимость поездки.

   Самой дорогой является первая зона, вмещающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей. С добавлением следующих зон цена постепенно увеличивается. Детский билет стоит приблизительно сорок процентов взрослого.

   В первой зоне также продается пачка из десяти билетов (Carnet Ticket). Он позволяет совершить десять поездок по цене семи отдельных билетов.

   Гораздо легче осилить автобусные тарифы. Эту систему значительно упростили, введя попросту две зоны - первую центральную и все остальное.

   Переходя к разговору об автобусах, следует отметить, что в 2004 г. в Соединенном Королевстве насчитывалось более 96 тыс. автобусов, из них 16 400 двухэтажные и 43 200 стандартные автобусы на 40 пассажирских мест и более. Практически все автобусные компании – частные, за исключением 17, которые принадлежат местным органам власти. В Лондоне оперируют 25 автобусных компаний, обслуживающих более 700 маршрутов. На их деятельности весьма положительно сказалось введение платы (5 ф. ст.) за въезд в центр города автомобилей с числом пассажирских мест менее девяти [9].

   В центре Лондона традиционные красные двух- (фото в Приложении 5) и одноэтажные автобусы являются основным средством транспорта, хотя в настоящее время существует также много частных автобусов самых разных цветов.

   Интересно отметить, что в 2006 г. в Великобритании разработали самоуправляемый городской автобус, способный ездить без водителя. Он оснащен спутниковым управлением, сложной системой навигации, а также системами контроля за скоростью и направлением движения, позволяющими избежать столкновений и других дорожных проблем. Пассажиры могут сообщать автобусу о своем присутствии на остановке с помощью мобильных телефонов или другой аппаратуры.

   Тестовая модель автобуса должны была быть собрана в 2007 г., после чего он должен проёти испытания вне городской среды – возможно, в аэропорту. На улицах он должен появиться не ранее чем через несколько лет, сообщаело РИА "Новости" со ссылкой на британские СМИ.

   Основные автобусные остановки обозначены красными буквами "LT" (London transport). Если на знаке имеется слово "Request", - следует сигна¬лизировать, чтобы автобус остановился.

   Как было отмечено, Лондон разделен на 6 транспортных зон, расположенных в виде концентрических кругов. Чем больше зон Пересекается, тем выше плата за проезд. Билет на одну короткую поездку в 2007 году стоил 70 пенсов (1 фунт в центральной зоне). Билет "Saver 6" дает право на 6 поездок на автобусе в пределах зон 1 - 4 и стоит 5 фунтов.

   Существует множество проездных билетов, помогающих сэкономить деньги при поездках на метро и автобусах, поездах Docklands Light Railway. Приобрести их можно на станциях метро и в газетных киосках. Они дают право на неограниченное число поездок на метро и автобусах после 9.30 утра в будни, а в выходные и праздники время не ограничивается. Они не действуют в ночных автобусах, автобусах, идущих в аэропорты и из них.

   Согласно Travelnn.ru, билет на один день One Day Travelcard стоил в 2007 году от 3,90 до 4,70 фунтов. Билет Weekend Travelcard действует в течение выходных или двух дней праздников и стоил 5,20-7 фунтов. Он дает право на проезд на ночных автобусах в конце первого дня своего действия. Билет Family Travelcard действует один день и дает право на проезд двум взрослым с не более чем четырьмя детьми. (2,30-3,10 фунтов, за каждого ребенка - 80 пенсов). Билет Visitor Travelcard действует от 1 до 7 дней и стоил от 3,90 фунтов. К нему прилагается купонная книжка, предоставляющая скидки на посещение различных музеев и достопримечательностей. Он продается только за пределами Великобритании. Билеты LT Cards (стоят 5-7,50 фунтов) действуют 1 день без ограничений времени на всех видах транспорта, кроме ночных автобусов, поездов National Railways, поездок в метро на линии Bakerloo на станциях к северу от Queen's Park. Билет Millennium LT Card дает обладателям билета в Millennium Dome право на проезд в течение одного дня без ограничения времени на метро, автобусах (кроме ночных автобусов), поездах Docklands Light Railway и Croydon Tramlink, поездах, связывающих центральные вокзалы Лондона с Чарлтоном и Гринвичем, поездах Millennium Express. Стоимость билета - 3,50 фунтов .

   В Лондоне существуют ночные автобусы (буква "N" перед номером), которые работают с 23 до 5 утра. Основные пункты пересадок: Виктория, Вестминстер, Цирк Пиккадилли, Трафальгарская площадь. Плата за проезд несколько выше, чем в дневных автобусах. Проездные на неделю и месяц действительны в ночных автобусах, а билеты, упомянутые выше, - не действуют. При поездках вне центральной зоны билет в 2007 г. стоил 1 фунт и 1,50 фунтов, если центральная зона входит в маршрут.

   Рассматривая такси, следует подчеркнуть, что большие черные такси стали неотъемлемым атрибутом Лондонских улиц. Такси здесь двух типов. Знаменитые "черные кэбы" относительно дороги. Они работают по счетчику: $3 за посадку и $1,2 - за 1 километр пробега. Более дешевые машины называют "minicab" (они могут взять не 5 пассажиров, как настоящие "кэбы", а только 4). Они принимают заказы только по телефону, работают без счетчиков, поэтому о тарифе стоит осведомиться заранее.

   К примеру, поездка на такси от Хитроу длится около часа и стоит около 40 фунтов, плюс чаевые. Поездка на такси от аэропорта Гатвик до Лондона стоит около 80 фунтов плюс чаевые. Стоянки такси можно найти возле отелей и многих популярных среди туристов мест. В Лондоне, Эдинбурге и других больших городах можно остановить на улице. У свободной машины должен гореть желтый знак "Taxi" или "For Hire" на крыше. Часто ночью таксисты не включают его, чтобы иметь возможность самим выбирать пассажиров.

   Базовый тариф - 1,40 фунтов, далее начисляется 20 пенсов за каждые 281 ярд (256 метров) или 55,5 секунд, пока сумма не достигнет предела в 8,60 фунтов. После этого начисляется по 20 пенсов за каждые 188 ярдов (170 метров) или 37 секунд. Дополнительная оплата - 60 пенсов за поездку в будни с 20 до полуночи. В Рождество и Новый Год - доплата 2 фунта. Если пассажиров больше одного, за каждого дополнительного пассажира берется 40 пенсов. Обычно в апреле цены повышаются [10].

   Интересно отметить, что компания London Taxis International, выпускающая классические лондонские кэбы (фото в Приложении 5), не сможет самостоятельно создать автомобильный двигатель, соответствующий новым экологическим нормам "Евро-5". Как сообщает taxorg.org, об этом специалисты компании официально предупредили британское правительство. Они обратились к властям с просьбой выделить 5 млн фунтов стерлингов, необходимых для завершения работ над гибридной силовой установкой, отвечающей "Евро-5".

   London Taxis International выпускает около 2600 кэбов в год. Каждый автомобиль стоит от 27 до 35,5 тыс. фунтов стерлингов, однако установка в кэб нового мотора увеличит его стоимость на 12 тысяч фунтов стерлингов. Экологический стандарт "Евро-5" станет обязательным для всех новых автомобилей в странах Евросоюза с 2010 года.

   Интересно и то, что первая в мире служба такси, обслуживающая только женщин, создана в Великобритании. В компании Pink Ladies Cabs в качестве водителей работают исключительно женщины, обученные приемам самообороны, правилам оказания первой медицинской помощи и началам психологии. Все автомобили этой службы окрашены в ярко-розовый цвет, имеют роскошный кожаный салон и оснащены спутниковой навигацией, позволяющей отследить местонахождение такси в любой момент времени.

   Как сообщает Autonews.ru, необходимость транспорта, в котором женщины чувствовали бы себя защищенными, является крайне насущной для Англии. По данным полицейской статистики, только в Лондоне ежемесячно не менее 10 женщин становятся жертвами грабителей и насильников, выда¬вавших себя за таксистов.

   Для безопасности своих клиенток Pink Ladies Cabs предупреждает о подаче машины по телефону и принимает платежи только кредитными картами, чтобы избежать искушения грабителей наличными. Кроме того, водитель не отъедет от дома, пока не убедится, что пассажирка благополучно вошла в дверь. При этом стоимость "женского" такси не отличается от обычного.

   Следует также отметить, что лондонский городской транспорт признан лучшим в мире в ходе опроса 2000 путешественников на сайте TripAdvisor в 2006 году, специализирующегося на рекомендациях туристам. Интересно, что они же признали его транспортом с самыми завышенными ценами. На первое место были поставлены и лондонские такси.

   Движение в Великобритании - левостороннее. Ограничение скорости - 30 миль/час на улицах городов и в королевских парках. На окраинах городов иногда - 40 миль/час (65 км/ч), на что указывает круглый красный знак. В сельской местности - 60 миль/час (96 км/ч) на обычных дорогах и 70 миль/час (112 км/ч) на скоростных трассах.

   Состояние автомобильных трасс в Великобритании отличное. В городах и их окрестностях дороги часто загружены. Наказания за вождение в нетрезвом состоянии в Великобритании очень строгие. Ремни безопасности - обязательны. Максимальный лимит алкоголя - 0,5 г. Примерные цены на бензин - от 2,50 фунтов за галлон (55 пенсов за литр). Большинство заправочных станций продают бензин, не содержащий свинца, а также дизельное топливо. Сервисные станции, кроме тех, что находятся на скоростных трассах, обычно закрыты с 21 до 7 утра.

   Запутанный лабиринт улиц, многие из которых с односторонним движением, делает поездку на автомобиле в Лондоне непростой. Следует уступать дорогу пешеходам на переходах - "зебрах". В пределах пешеходного перехода, бордюр которого обозначен зигзагообразной линией, нельзя парковаться. На переходах - "зебрах" запрещено обгонять другие машины. Использование звукового сигнала запрещено с 23.30 до 7 утра. В Лондоне существует множество ограничений на парковку. В районах, где ограничение скорости 30 км/ч, в ночное время можно парковаться не дальше чем в 25 ярдов (23 метрах) от работающего уличного фонаря, но не ближе 15 ярдов (14 метров) от перекрестка.

   На "Красных дорогах" - очень оживленных отрезках улицы с красной полосой нельзя даже останавливаться, чтобы высадить пассажира. Гораздо проще считать, что днем нельзя парковаться нигде, кроме как на платных стоянках или там, где нет никаких линий и запрещающих знаков. В противном случае есть риск подвергнуться штрафу в 100 фунтов.

   Для проката автомобиля следует иметь действительные водительские права страны проживания, возраст не менее 19-24 лет (в зависимости от фирмы), не менее 1 года практики вождения, а также оплатить залог, соответствующий предполагаемой стоимости проката (некоторые фирмы принимают к оплате только кредитные карточки). Если автомашина берется на прокат только в одну сторону, необходимо оплатить и обратный прогон. Клиент оплачивает также бензин. Техническое состояние автомобилей всегда хорошее, при этом стоимость аренды зависит от сезона - наиболее высокие тарифы летом и зимой, ниже - весной и осенью.

   Правила вождения автомобилей в Великобритании очень жесткие. Полисмен вправе на месте выписать штраф в размере до 30 фунтов за курение в салоне, громкую музыку, разглядывание карты, смену компакт-дисков в проигрывателе, за пользование мобильным за рулем, прием пищи, распитие прохладительных напитков, агрессивное поведение в отношении пассажиров и так далее. Спорить с полисменом или доказывать свою правоту не только бессмысленно, но и опасно - размер наказания в таком случае может быть резко увеличен.

   Автостоп в Великобритании не приветствуется.

   В 2000 году в Лондоне был воссоздан трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят пять лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи. Сейчас у лондонского трамвая (Tramlink) три маршрута в южной части города. Пригнанные из Вены двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон.

   Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если необходимо после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, то можно купить трамвайно-автобусный билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.

   Еще один оригинальный вид лондонского транспорта - Docklands Light Railway (DLR). Ему немногим более десяти лет. Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся работы после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда перекочевали к глубоководным портам побережья, оставив огромный лондонский район в запустении. Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых.

   Поезд Docklands Light Railway - это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже более четырех линий. Они обеспечивают вывоз из бывшего района доков ко многим линиям метро и железной дороги, а также к центру города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро. На ней действительны билеты метро и наоборот.

   Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты продают также водители. Все детские билеты прекращают свое действие в десять вечера.

   В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до первого часа ночи. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. Плохо с транспортом на Рождество, когда многие линии не функционируют вовсе.


2.2 Характеристика железнодорожного транспорта

   По состоянию на 2007 год общая протяженность железных дорог Великобритании составляет 34 тыс. км, в том числе электрифицированные около 5 тыс. км, двойные или многопутные – 12,5 тыс. км. Железнодорожная инфраструктура насчитывает 2,5 тыс. станций, 40 тыс. мостов и туннелей. В крупнейших городах, таких как Лондон, Глазго и других, действуют так называемые легкие железные дороги, представленные различными видами наземного метро (221 км и 238 станций).

   Для улучшения ситуации на железных дорогах правительство лейбористов разработало специальный план развития железных дорог Великобритании до 2010 г., в соответствии с которым в отрасль были привлечены частные инвестиции в размере до 40 млрд. ф. ст., что вместе с бюджетным финансированием отрасли в целом составит 73,5 млрд. ф. ст. Эти средства в основном будут направлены на обновление и модернизацию подвижного состава, железнодорожного полотна, систем безопасности движения поездов и железнодорожных вокзалов с целью качественного повышения уровня предоставляемых услуг и повышения привлекательности железнодорожного транспорта среди потенциальных пассажиров в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими видами транспорта.

   В 2004 г. Министерство транспорта Великобритании опубликовало «Белую книгу: Будущее железнодорожного транспорта», дополнительно раскрывающую долгосрочные планы правительства по реорганизации этой отрасли. Так, для исправления складывающейся ситуации на железнодорожном транспорте Великобритании Министерство транспорта в 2006 г. сократило число компаний – операторов пассажирского ж.-д. транспорта с 25 до 16, а в 2010 г. – до 10. В этих целях уже идёт процесс пересмотра франчайзинговых договоров с компаниями-операторами, срок действия которых затем будет устанавливаться на период от 2 до 15 лет.

   При этом условия франшиз будут пересматриваться через 5 лет для достижения операторами установленных показателей повышения качества пассажироперевозок, увеличения числа поездов и обеспечения безопасности движения.

   Политика правительства Великобритании в данной области непосредственно реализуется Министерством транспорта, которое в своей работе опирается на три неправительственные организации.

   Английские железные дороги - самые старые в Европе, и частично сохранили колорит прошлого века. Кое-где еще можно встретить знакомые по фильму о Шерлоке Холмсе старинные вагоны, где каждое купе имеет свой выход на платформу. Чтобы открыть в них дверь изнутри, нужно сначала опустить окно и добраться до наружной ручки.

   С тех времен осталось большое разнообразие поездов, вагонов и местных правил. Это разнообразие еще усилилось в последние годы, когда единая система британских железных дорог распалась на множество мелких компаний. В начале девяностых правительство решило прекратить монополию компании БритРэйл и объявило о приватизации железных дорог.

   Сейчас на острове действуют более 25 пассажирских компаний. Среди них четыре крупных, несколько средних, остальные - мелкие, обслуживающие один-два маршрута. Названия их такие же, какими они были в прошлом веке - First Great Western, Midland Main Line, Central Trains и тому подобное. Часто используются аббревиатуры этих длинных названий, а в расписаниях приводятся двухбуквенные коды. Кроме того, есть множество маленьких частных туристских линий.

   Одно время на дорогах царил большой сумбур, сейчас положение несколько успокоилось. Тем не менее британцы в большинстве своем недовольны реформой. Теперь они вынуждены разбираться в огромном множестве тарифов, скидок, проездных билетов, различных расписаний.

   Весьма запутана и система тарифов английских железных дорог. Она совершенно не похожа на используемую "на континенте". Зато она является почти точной копией авиационной системы тарифов.

   Также как и в авиации, тарифы базируются не на расстоянии, а на рыночных критериях - спросе, количестве компаний на маршруте и т.п. Как и в авиации, стандартные тарифы очень высоки, но ими мало кто пользуется. Существует масса специальных тарифов, половина которых также носит авианазвания.

   Билеты, действующие один день или на конкретную поездку, обычно именуются Ranger, а проездные билеты - Rover. Доплат за класс поезда не существует - за исключением доплат за спальные вагоны. Если в процессе поездки пересаживаться с поезда одной компании на поезд другой, то придется покупать два разных билета - в том случае, если нет всеанглийского проездного. Если приходится много ездить, или будучи туристом, желающим побывать в нескольких городах, то такой проездной – просто необходим.

   Классы именуются не первым и вторым, как везде, а первым и стандартным. На частных линиях, существует и третий класс. Ряд компаний предлагает проезд в первом классе по билету в стандартный класс с доплатой. Часто это предложение сопровождается различными условиями - путешествие в воскресенье, предварительная покупка билета и тому подобное. Некоторые компании выделяют специальные вагоны для тех, кто заплатил полную стандартную цену билета.

   Бронирование мест существует не на всех маршрутах. В основном зарезервировать место можно на дальние линии. Обычно резервирование бесплатно, хотя некоторые компании - Wales and West и Central Trains - бронируют место и за плату. В любом случае в каждой компании свои правила резервирования. Как правило, резервирование прекращается за два часа до отправления поезда с первоначальной станции, однако иногда оно может происходить и после.

   В большинстве случаев один и тот же номер места относится сразу к двум креслам. Одно из них при этом расположено по ходу поезда, другое - против. В билете резервирования это отмечается буквами F (Forward) и B (Backward) соответственно. Сейчас этот чисто английский порядок обозначения мест постепенно отменяется на ряде линий.

   Билет можно купить как в кассе, так и в билетном автомате. Если не успеть этого сделать, то билет также может продать кондуктор в поезде. Однако он продает только стандартные билеты за полную стоимость. Не удастся купить у него билет ни по одному из множества скидочных тарифов.

   На ряде линий, главным образом местных, билеты продаются только в автоматах. Если застигнут в поезде без билета, то наложат штраф в 10 фунтов.

   В Британии существуют платформы, где нет ни касс, ни билетного автомата. В этом случае там обязательно стоит другой автомат - permit to travel. Он принимает только монеты. Их нужно опустить примерно на цену билета. Автомат печатает квиток, на котором указывается уплаченная сумма. C этим квитком можно садиться в поезд, и при первой возможности следует обменять квиток на нормальный билет. Уплаченная сумма будет учтена.

   Ночных поездов в Британии немного, и значительная часть из них состоит исключительно из спальных вагонов. Эти поезда именуются обычно Sleeper. В первом классе одноместные купе, в стандартном - двухместные. Если угодно путешествовать вдвоем в первом классе, то предоставляется два купе с дверью между ними. Цена доплаты за спальное место стандартна и не зависит от расстояния. В цену обычно входит легкий завтрак.

   Вагонов с кушетками не существует в принципе, и сидячие ночные вагоны, если они есть, также очень неудобны. Они не делятся на купе, и даже сиденья в них не откидываются.

   В целом поезда в Британии ходят часто и в основном без опозданий. На дальних линиях выдерживается часовой или получасовой интервал, а вблизи крупных городов уехать можно еще быстрее. Система обозначений типов поездов в Англии также своя собственная. Самые быстрые поезда, несущиеся со скоростями около 200 километров в час, называются High Speed Train (HST), или InterCity, или просто Express.

   В отличие от прочей Европы, в Англии расписания могут публиковаться отдельно для рабочих дней и для выходных и праздников. На одних линиях число поездов в выходные сокращается, в других - увеличивается. Суббота обычно относится к рабочим дням. Также почти не применяются обычные на континенте сводные расписания по станции. Расписания приво¬дятся отдельно для каждого направления.

   В 2005 году правительство Великобритании приняло решение начать проведение технико-экономического обоснования для высокоскоростной линии с использованием электромагнитных технологий maglev. Пассажирские поезда на такой линии могут развивать скорость до 480 км/час. Предполагалось, что Великобритания будет сотрудничать в этом проекте с консорциумом Transrapid International (Германия), в который вошли компании Siemens и ThyssenKrupp, разработавшие высокоскоростную систему maglev.

   Высокоскоростная магистраль будет проложена вдоль самого загруженного транспортного маршрута Великобритании Лондон - Глазго через Бирмингем, Манчестер, Лидс, Ньюкасл и Эдинбург. Стоимость данного проекта составит 17 млрд. евро, не считая затрат на оплату землеотвода. Как сообщили в консорциуме, его эксперты около двух лет готовили проекты предварительного технико-экономического обоснования для передачи на рассмотрение в правительство Великобритании.

   Аналогичная электромагнитная линия была построена в Китае между центральными районами Шанхая и международным аэропортом Pudong. Пассажирские поезда на электромагнитной подушке курсируют по магистрали на скорости до 270 км/час, преодолевая 31 км всего за 7-8 минут. Интересно, что в самой Германии отказались от строительства электромагнитной линии Гамбург - Берлин, сообщает РЖД со ссылкой на The Daily Record.

   Международное сообщение из Британии осуществляется двумя путями. Традиционный способ погрузки вагонов на паром уступает место новому - путешествию на поездах Eurostar в тоннеле под Ла-Маншем. В Ирландию можно переправиться на пароме (Северная Ирландия, хотя и является частью Соединенного Королевства, в железнодорожном плане относится скорее к Ирландии, чем к Британии).

   Совет уэльского графства Англси (Anglesey) предлагает туристам "паровозные экскурсии". Они организованы как из Лондона, так и из других английских городов на остров Англси, сообщает icWales. Поезда – каждый вмещает до 400 пассажиров – уже ходят по нескольку раз в год, позволяя туристам любоваться видами побережья Северного Уэльса, замка Конви (Conwy) и проливом Менай (Menai Strait).

   Продолжая разговор об экскурсиях, можно также отметить, что поезд Jacobite совершает летние рейсы по холмам и озерам Шотландии из Форт-Вильяма в Маллайг. Маршрут еще более знаменит, чем сам поезд, поскольку проходит по первому в мире бетонному виадуку Гленфиннан с 21 аркой. «Кстати, - сообщает Travel.ru - этот проект, предложенный в 1901 году инженером Робертом Макалпайном, был многими принят в штыки. Так что специально к открытию железной дороги выпустили путеводитель, в котором говорилось: “Местные власти считали, что это будет чудовищное соору¬жение, настолько безобразное, что о красоте окружающей природы можно будет забыть раз и навсегда. Теперь-то ясно, как они ошибались”» . Чтобы оценить красоту виадука, лучше всего прокатиться по нему на Jacobite, состоящем из исторических вагонов, который ведет паровоз Otton Hall 1929 года. Скорость: 95 км/ч. Время в пути: 4 часа. Цена: 20,5-41 фунт в зависимости от класса и маршрута.

   Интересно отметить, что британское правительство в 2005 г. объявило о планах ввести в эксплуатацию двухэтажные пригородные поезда с целью разгрузить общественный транспорт, который постоянно переполнен. Министр транспорта Алистер Дарлинг ознакомился с опытом использования двухэтажных поездов в континентальной Европе и дал распоряжение провести подсчет затрат, необходимых для того, чтобы ввести такие поезда в эксплуатацию в Великобритании.

   За последние 11 лет число пассажиров британского общественного транспорта увеличилось на 40%. В 2004 году британцы совершили 1,05 млрд поездок. По прогнозам железнодорожных компаний, за ближайшие восемь лет (до 2012 года) количество поездок пассажиров по железнодорожной дороге увеличится на 28-41%. Железнодорожные компании предлагают ввести специальные наценки за поездки в часы пик, а также по наиболее загруженным направлениям, с тем чтобы вынудить людей пользоваться альтернативными видами транспорта.

   Министр признал, что использованию двухэтажных поездов может помешать такая проблема, как наличие на британских железных дорогах множества узких тоннелей и мостов. В отличие от проложенных в викторианскую эпоху железных дорог Великобритании, на европейском континенте они строились с расчетом на более высокие поезда. Но, тем не менее, на некоторых загруженных линиях есть возможность ввести в эксплуатацию двухэтажные поезда и при этом избежать строительства новых тоннелей. В 50-е и 60-е годы на одной из линий британских железных дорог уже использовались двухэтажные поезда, в порядке эксперимента. От этих поездов отказались после того, как менеджеры стали жаловаться на то, что уходит слишком много времени на посадку и высадку пассажиров. Во избежание подобной проблемы теперь планируется использовать двери усовершенствованной конструкции, сообщает Инопресса.ру со ссылкой на The Times.


2.3 Характеристика автомобильного, воздушного и водного транспорта

   Общая протяженность автомобильных дорог в Великобритании составляет более 392 тыс. км, из них около 3,5 тыс. км автострад (чуть менее 1% общей протяженности дорог) и более 9,3 тыс. км магистральных дорог (около 2,4%).

   На грузовой автомобильный транспорт Великобритании приходится 82% суммарного тоннажа перемещенных грузов и 62% общего объема грузоперевозок, который оценивается в 150 млрд. т/км. Среднее плечо перевозки грузов составляет 90...95 км. В Соединенном Королевстве в 2004 г. было зарегистрировано 426 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т, из них 16% – массой 38 т. Общее число компаний – операторов грузовых перевозок составляет 105 тыс., 84% из них располагают автопарком не более 5 грузовиков. Перевозка грузов в основном осуществляется большегрузными автомобилями. Автотранспортом грузоподъемностью более 25 т перемещают 88% грузов [9].

   По состоянию на 2007 год в Великобритании 140 лицензированных аэропортов, из них 25 наиболее крупных омологированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

   В 2004 г. объем перевозок авиационным транспортом, прошедший через аэропорты Великобритании, оценивается в 2,1 млн. т грузов и 176,9 млн. пассажиров, из них британскими авиакомпаниями – 1 млн т грузов и 110 млн. пассажиров. Основная часть перевозок приходится на международные рейсы. В эксплуатации находилось более 920 самолетов, которые обслуживали около 640 внутренних и международных рейсов [9]. Авиационные перевозки в Великобритании осуществляются 50 частными компаниями. Как отмечалось в главе 1, деятельность авиационных компаний Великобритании регулируется Службой гражданской авиации CAA, в задачи которой входят вопросы безопасности полетов, защита прав пассажиров, исследования в природоохранной области, консалтинг и т.п., а также сертификация пассажирских авиалайнеров и их экипажей, выдача лицензий авиационным операторам, контроль за ценами пассажирских билетов на внутренних авиалиниях и размерами сборов в британских аэропортах.

   Несмотря на значительные проблемы, возникшие в отрасли за последние несколько лет из-за высоких цен на горючее и реакции рынка на теракты в США, прогнозы развития индустрии авиаперевозок достаточно оптимистичны, так как основные негативные изменения (падение прибылей за счет снижения числа пассажиров и др.) в данной отрасли остались позади. Объемы грузовых и, что важнее, пассажирских перевозок, осуществляемых британскими авиакомпаниями на международных маршрутах, увеличились на 1 и 4,5%.

   В Великобритании имеется около 140 лицензированных гражданских аэропортов. Семь наиболее крупных контролируется коммерческим оператором «British Airport Authority» (ВАА). Вторым по величине оператором аэропортов является компания TBI, которая управляет тремя аэропортами – London Luton, Cardiff International и Belfast International.

   Британские власти разработали «Доктрину развития авиационного транспорта», которая предусматривает развитие существующих аэропортов. Только ВАА планирует вложить до 2014 г. в развитие принадлежащих ей аэропортов 8,6 млрд. ф. ст. Согласно прогнозам число авиапассажиров будет увеличиваться на 4% ежегодно в течение следующего десятилетия, а к 2030 г. может вырасти в 2-3 раза. Кроме того, за последние 10 лет перевозка грузов уже увеличилась вдвое.

   Говоря о поездках в аэропорт, можно отметить, что проще всего добраться до Хитроу. Существует выбор между экспресс-поездом Heathrow Express до вокзала Паддингтон и метро (поездка длится час).

   Второй по значимости аэропорт Гэтвик также обслуживается специальным поездом Gatwick Express (автобус добирается больше часа).

   Аэропорт Стэнстед специального поезда не имеет. Обычный поезд едет сорок минут до вокзала Ливерпуль стрит. До аэропорта Лондон-сити придется ехать полчаса на автобусе от того же вокзала. А до самого незначительного и неудобного аэропорта Лутон придется ехать с пересадкой с поезда на автобус.

   Общая протяжённость внутренних водных путей Великобритании составляет 5 тыс. км, более 70 морских и 200 речных торговых портов.

   Итак, одной из составляющей лондонского транспорта являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе. Они принадлежат нескольким компаниям, которые содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная. Дешевле всего ездить по Лондону с проездными билетами.

   Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль, Мидлсбро, Халл, Ньюкасл, Саутхемптон, Милфорд-Хейвен. Причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

   С материком Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде) и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

   Каждый день десятки паромов и судов разных компаний ходят между континентом и городами Великобритании - Дувром, Портсмутом, Ньюхей¬веном и другими. Путь из Кале в Дувр занимает от получаса до 90 минут, в зависимости от расстояния и типа транспортного средства. Из Ньюхейвена в Дьеп - 4 часа, из Портсмута в Гавр - 5-7 часов.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

   Общественный транспорт в Лондоне развит достаточно хорошо - до любой точки города можно добраться на метрополитене (первый в мире), знаменитых двухэтажных автобусах, экспресс-автобусах (зеленого цвета) или микроавтобусах. Стоимость проезда на всех видах транспорта (даже в метро) зависит от расстояния.

   Лондонское такси является одним из символов британской столицы.

   Туристы, чувствующие себя непривычно на дорогах с левосторонним движением, могут воспользоваться обширной сетью железных дорог или развитой системой авиалиний.

   В междугороднем сообщении Великобритании хорошо развиты традиционные виды транспорта – автобусы и поезда. Также очень развито морское сообщение, в связи с географическим расположением страны на островах. Практически 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт.

   Особый интерес представляют способы внутригородского и пригородного перемещения в условиях возрастающей плотности населения.

   В заключение также следует отметить, что правительство Великобритании не без оснований относит инфраструктуру транспорта к стратегически важным секторам экономики страны – седьмой год подряд последовательно реализуется специальная долгосрочная программа по развитию транспортной инфраструктуры страны на период до 2011 г., общая стоимость которой оценивается в 180 млрд. ф. ст., из которых 50 млрд. планируется привлечь из частного сектора. В рамках ее осуществления будет проведена реформа ж.-д. транспорта с целью увеличения пассажирских перевозок на 50% и грузоперевозок на 80%, для чего в эксплуатацию будут переданы 6 тыс. новых вагонов и локомотивов, модернизирована система безопасности движения. В соответствии с планом развития автотранспортной инфраструктуры намечено построить 80 новых и 100 объездных дорог, уложить шумопоглощающее покрытие на 60% магистральных дорог, увеличить на 10% автобусные перевозки, увеличить сеть скоростных дорог на 5% (на 580 км), а также улучшить систему контроля за движением автотранспорта.

   В качестве новой экскурсии, можно предложить такую как «Часовая экскурсия по Темзе на надувной лодке». Эту водную прогулку можно начать неподалеку от самого большого колеса обозрения в мире London Eye. Путешествие можно проложить мимо Парламента, Национального морского музея, и закончить у плотины, защищающей город от наводнения. При этом гид мог бы рассказывать о Лондоне и истории Темзы.

   Каждая надувная лодка могла бы вмещает всего 12 пассажиров - они смогли бы по достоинству оценить маневренность и вместе с тем комфортабельность этого транспортного средства. Возрастных ограничений для желающих совершить такую экскурсию нет. В целях безопасности каждому пассажиру можно выдать специальный жилет, а в случае непогоды – теплый пиджак. Цена билета для взрослого будет от 25 фунтов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Учебно-методическая литература

   1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. – М.: МП «Сувенер», 1993.

   2. Железнодорожный транспорт // Общетранспортные вопросы и экономика. – 2001. – Вып. 1-5.

   3. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др.; Под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Академия, 2003.

   4. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. – 1998. - № 2.

   5. Фёдоров Л.С., Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте. – М.: ГУУ, 2001.


Материалы Интернет-ресурсов

   6. Достопримечательности Великобритании. - http://www.infotravel.ru/

   7. Машина времени. - http://rw.travel.ru/

   8. Плохотниченко Ю. Лондон. Городской транспорт. – От 25.08.2000. - http://www.etur.ru/

   9. Рокошинский А. Промышленность и транспорт в Великобритании // «Основные Средства». № 10. 2005. - http://www.os1.ru/

   10. Связь и транспорт в Великобритании. - http://www.travelnn.ru/

   11. Транспорт и внешнеэкономические связи. - http://britaininfo.org.ru



Нравится



 


   НИКАКАЯ ЧАСТЬ ДАННОЙ СТАТЬИ, ФОТО И СХЕМ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ДРУГИХ САЙТАХ), НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ, В ПЕЧАТНЫХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОРСКИХ ПРАВ (т.е. без разрешения Карпова С.О.).

   При использовании данной информации в целях написания докладов, рефератов, курсовых и других работ, ссылка на Полевской ТурПортал ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна выглядеть так:
   Характеристика транспортной сети Великобритании. - Полевской: Полевской информационно-туристический портал, 04.2007 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.polevskoy-turcentr.ru/studentam/4/chitaem.html



Rambler's Top100