Знаменитости   


СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ДАНЬЩИН

Автор-составитель: Карпов С.О.
2024 г.


Фото Сергей Петрович Даньщин (15.071911-11.09.1943) родился на разъезде № 81 Уфалейского округа Екатеринбургского уезда Пермской губернии, в 16 км юго-западнее села Полдневая. В 1920-30-х 81-й разъезд стал именоваться разъездом Каркадин, а позже превратился в посёлок Коркодин, входящий в состав Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. В Никольской церкви нашего села было зарегистрировано рождение будущего Героя. Через некоторое время семья Даньщиных уехала с разъезда.

Отец Сергея Пётр Дмитриевич был родом из города Дедюхина Соликамского уезда, служил на железной дороге телеграфистом, помощником начальника станций Балезино, Глазово. В период 1917-1918 годов семья была в составе Красного железнодорожного батальона службы движения Пермской железной дороги. В 1919-м Пётр Дмитриевич работал начальником станции Усольская. В 1922-м он умер от сыпного тифа. Его жена Нина Николаевна осталась без кормильца с пятью детьми на руках: Екатериной (1905 г.р.), Марией (1913), Галиной (1920), Сергеем и его братом. Пришлось устроиться работать сторожем. Трудно пришлось жить, но ребята росли дружные, помогали друг другу в учёбе и по хозяйству.

Окончив 8-м классов в городе Березняки, Сергей уехал в Пермь и поступил в Пермскую судомеханическую школу ученичества водного транспорта (1926), решил быть речником. Обучаясь на третьем курсе школы, он стал интересоваться авиацией, вступил в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, где-то приобрёл шлем лётчика и постоянно его носил.

После окончания судомеханической школы (1930) Сергей плавал помощником механика на пассажирских пароходах, которые курсировали от Перми до Астрахани. Совершая рейсы по Каме и Волге, он не оставлял свою мечту стать лётчиком.

Через некоторое время Сергей уволился из пароходства и уехал в Ленинград. Устроился на Путиловский завод, работал слесарем. Работал хорошо, был ударником. Но подошло время служить в армии. Сергея призвали на военную службу. Учитывая его стремление стать лётчиком, будущего авиатора направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, которую он закончил в мае 1931-го. Затем 1 ноября этого же года он окончил 11-ю военную школу пилотов в Луганске, получив звание военного пилота запаса.

Фото Мирная жизнь неожиданно оборвалась. Грянула Великая Отечественная война. В начале войны Сергей Даньщин летал в особой группе гражданского воздушного флота, обслуживая на самолёте «ПС-84» штурмовой полк. В июле 1941-го он добровольцем ушёл в армию, в Военно-воздушные войска, получил назначение в бомбардировочную авиацию дальнего действия.

Экипаж Сергея Даньщина постоянно участвовал в боевых полётах. Бомбили скопления вражеских войск и техники в районах Харькова, Ржева, Зубцов, Вязьмы, Рославля, Барановичей, Полоцка...

Экипаж Даньщина не зря называли крылатым мстителем, специализирующемся на ночных полётах. Известно о совершении сразу трёх вылетов за одну ночь: «Экипаж выполнял задание по блокированию вражеского аэродрома. После двух ночных вылетов на бомбардирование аэродрома Даньщин заметил, что вражеский аэродром стал оживать и решил нанести третий удар. На командном пункте от него была получена радиограмма: “Подготовьте бомбы на третий вылет”. Эта просьба была выполнена, и Даньщин в третий раз вылетел на бомбежку. Вскоре на стартовую полосу фашистского аэродрома полетели фугасные бомбы, а экипаж нашего бомбардировщика благополучно вернулся на свою базу».

20 февраля 1942 года к 24-й годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии Сергей Петрович за успешное выполнение боевых заданий был награждён орденом Красного Знамени. 20 июня этого же года ему вручили только что учреждённый орден Отечественной войны I степени.

Сотни вражеских объектов, укреплений, массу техники уничтожил ночной мститель к марту 1943 года, когда третий орден - орден Ленина украсил его грудь. К тому времени на счету Даньщина было уже 139 боевых вылетов, из них 129 ночных. Рассмотрев представленные к награждению материалы, Военный совет Авиации дальнего действия заключил: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза». И это звание было присвоено ему Указом Президиума Верховного Совета СССР, который 25 марта того же года подписал «советский президент» Михаил Иванович Калинин.

22 мая 1943 года С.П. Даньщин был назначен заместителем командира эскадрильи, 7 сентября - командиром, а 10-го получил звание майора. В этот же день его экипаж состоящий из штурмана, гвардии капитана Бориса Борисовича Ширяева, воздушных стрелков-радистов, гвардии старшины Василия Кондратьевича Ткаченко и Николая Лукича Бондаренко, вылетел из подмосковного Монино на бомбардировку ж/д узла Нежин... Экипаж Даньщина так и не вернулся с задания на аэродром. Самолёт врезался в землю недалеко от деревни Клевень и взорвался. Утром на месте падения местные жители обнаружили воронку, заполненную водой.

Командир звена 2-го гвардейского авиационного полка совершил 201 успешный боевой вылет, из них 196 ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника!

В Полевском округе память о С.П. Даньщине берегут. В южной части города, напротив Центра культуры и народного творчества, в ноябре 2023 года установили бюсты восьми Героев, среди которых значится С.П. Даньщин. В северной части, рядом с отделом военного комиссариата, находится стенд, посвящённый полевчанам - героям Советского Союза. Среди них - Сергей Петррович. В селе Полдневая на памятных плитах высечены фамилии защитников Родины и портрет Героя. На здании школы в его честь установлена мемориальная доска из мрамора. В 1975 году, в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, пионерской дружине Полдневской средней школы было присвоено звание Героя Советского Союза Сергея Петровича Даньщина.

В семье Героя было три сестры и один брат. Сёстры: Галина (проживала в г. Прокопьевске по ул. Фасадной, 37-55), Екатерина (жила в г. Перми, на Комсомольском проспекте, 49-57), Мария (г. Санкт-Петербург, Авиагородок, 17-27). О брате ничего не известно.

Более подробные сведения приведены в книге "Полдня до Полдневой", изданной в 2024 году.


ФОТО


Барельеф С.П. Даньщина (автор Е.М. Кожевников)

Фото




 



Rambler's Top100